С 2016 года налог на имущество физических лиц в большинстве российских регионов рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. Большинство россиян новой системой недовольны. Бывает так, что в одном и том же регионе кадастровая стоимость одинаковых участков земли отличается в несколько раз, или соседние участки оценивают по-разному. Ещё год назад фракция «Единая Россия» выступила с предложением о государственной кадастровой оценке. В ближайшее время такой законопроект внесёт на рассмотрение Госдумы Министерство экономического развития. Сегодня эту тему обсудили на встрече депутатов «Единой России» с представителями исполнительной власти.

Фото: Photoxpress
«Независимые» комиссии работают ради прибыли

По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартина Шаккума, реальные доходы населения снизились на 7 процентов, так что решения по налогам на доходы физических лиц должны быть взвешенными. У депутатов есть ряд вопросов, например, по оценке имущества. «Сейчас этим занимаются так называемые «независимые» оценщики, — сказал Шаккум. — Но это не независимые люди, а в подавляющем большинстве предприниматели, которые работают с целью получения прибыли». Так что сегодня граждане сталкиваются с массой случаев необъективной оценки. Массу нареканий вызывает и вопрос оспаривания оценки в независимых комиссиях. «Несмотря на наши многочисленные просьбы, в них не включены представители муниципалитетов, которые могут быть защитниками интересов граждан, — сказал Мартин Шаккум. — Как мы защитим интересы граждан, и как им защищать собственные интересы? Пока мы им не даём такой возможности».

Стандарты будут едиными

Мартин Шаккум поддерживает инициативу Министерства экономического развития по введению института государственных кадастровых оценщиков.  МЭР разработало законопроект, в соответствии с которым кадастровая стоимость будет определяться бюджетными учреждениями муниципалитетов. Об этом заявил  заместитель министра экономического развития РФ Николай Подгузов. Законопроект сейчас находится на согласовании в Правительстве.

Николай Подгузов подчеркнул, что в условиях перехода к взиманию налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости, вопросы определения этой стоимости приобрели ключевое значение. Но в последние годы это одна из самых плохо определяемых и прогнозируемых величин. «В течение длительного времени не совершенствовались стандарты оценки, методология, и с этим связаны все проблемы, с которыми мы сейчас столкнулись», — сказал замминистра.  Министерство экономического развития обновляет стандарты и разрабатывает единую методологию, по которой будет определяться кадастровая стоимость и земли, и имущества. Скорее всего, эта методология будет принята во втором квартале 2016 года.

После появления в России института государственных кадастровых оценщиков решатся многие проблемы, в том числе по оспариванию кадастровой стоимости, уверен Николай Подгузов. Муниципальные учреждения будут определять стоимость по единой федеральной методике, рассматривать жалобы и исправлять допущенные ошибки, а также собирать сведения об объектах недвижимости. Законопроект будет в ближайшее время внесён в Госдуму. По словам замминистра, он заложит основу для корректного исчисления налогов на имущество и снизит напряжение в обществе. Руководитель Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестра) Игорь Васильев уверен, что законопроект позволит повысить объективность кадастровой оценки и возможность привлечения оценщика к ответственности.

Происки «нечистоплотных» сил

Между тем многие парламентарии, представители общественных организаций, предприниматели и обычные граждане выступают против начисления налога на имущество исходя из кадастровой оценки. А замминистра финансов Илья Трунин считает такую систему единственно правильной. Он заверил, что Правительство делает максимум возможного, чтобы сгладить в налоговом законодательстве недостатки кадастровой оценки.

Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров подчеркнул, что кадастровая оценка земли появилась 12 лет назад. «Это основа налогообложения, а не решение пополнить бюджет за счёт людей», — сказал он и напомнил, что все льготы были сохранены. Например, пенсионеры не будут платить налог исходя из кадастровой стоимости. Претензии, которые появились к кадастровой оценке не так давно, глава бюджетного комитета связывает с происками «нечистоплотных политических сил». «Давайте отделим мух от котлет и посмотрим, что можно сделать, — призвал Андрей Макаров. — Нельзя же оставлять людей наедине с их проблемами».

Он обратил внимание, что с предложением о переходе на государственную оценку «Единая Россия» выступила ещё год назад и теперь депутаты требуют скорейшего внесения законопроекта.  Андрей Макаров считает, что законопроект должен быть внесён в апреле, чтобы Госдума могла обсудить инициативу с регионами, избирателями, бизнесом и принять взвешенное решение. «И главное — поставить под контроль этот процесс, с которым сталкивается каждый человек в России. Это наша задача, и это должен быть закон, которым мы должны гордиться», — подытожил Макаров.

Мнение

Светлана Табакова, президент Российского общества оценщиков, член Совета по оценочной деятельности при Министерстве экономического развития РФ:

- Целью законопроекта заявлено развитие института государственных кадастровых оценщиков, а также устранение недостатков существующей системы. Он преподносится в качестве альтернативы существующей сегодня системе частных оценщиков. Однако в нынешнем виде таит в себе ещё большие опасности злоупотреблений.

Много можно услышать упрёков в адрес частных оценщиков, которые вступают в сговор с заказчиками работ.  Однако точно такие же предпосылки создаёт и государственная монополия на проведение кадастровых оценочных работ  в виде активного использования административного ресурса государственными кадастровыми оценщиками-ассесорами. Зависимость оценщика от результатов работы по наполнению бюджета создаёт основу для управляемых и прогнозируемых результатов государственной кадастровой оценки. Согласно нынешнему тексту законопроекта, заказчик-регион передаёт полномочия по проведению кадастровой оценки бюджетной организации, учредителем которой и является, — и получает полный контроль над исполнителем, что нарушает принцип независимости оценщика. В проекте закона  предлагается также полностью убрать из комиссии представителей предпринимательского сообщества и независимых оценщиков, которые в данный момент составляют до половины комиссии. Маловероятно, что комиссия, состоящая из местных чиновников, в ущерб интересам бюджета будет принимать положительные решения о пересмотре кадастровой стоимости. То есть проблема ангажированности органа, осуществляющего оценку, тем самым решена не будет.

Вместе с тем, закон о кадастровой оценке действительно очень нужен.  При его разработке важно понимание, в чём именно заключаются обстоятельства, препятствующие получению оценщиками адекватных результатов.  А это случается, потому что оценщик использует сведения кадастрового учёта,  качество которых далеко  не удовлетворительное; картографические данные,  поиск которых можно приравнять к поискам золотого самородка. То, что результаты классификации видов  разрешённого использования земельных участков вообще не являются предметом учёта государственного кадастра, вносит  путаницу в проводимые  расчеты. Именно эти проблемы предстоит решить в новом законе. При этом рыночные механизмы в регулировании деятельности оценщиков должны быть безусловно сохранены. Кстати, система, при которой была единая организация, выполнявшая работы по определению кадастровой стоимости, уже существовала. Этим занимался Федеральный кадастровый Центр «Земля». Впоследствии организация была расформирована.

 

Источник